Среда
16.01.2019
10:48
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МКДОУ с. Благословенное

Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [31]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Для родителей

(развитие мелкой моторики рук у дошкольников)

Подготовил: Учитель-логопед  

                                                                                      «Рука – это вышедший наружу мозг человека»                                                                                                                                           И.Кант

            Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились…

            По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки).

            Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Положа руку на сердце», «Рукой подать», «Не подать руки», «Руками развести», «Руки опускаются», «Обеими руками «за», «Своя рука – владыка», «Чужими руками жар загребать», «Руки не оттуда растут», «Работать, не покладая рук», «Как рукой сняло» ит.д.

            Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

            По умелости детской руки специалисты на основе самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее «святая святых» - мозга. И если когда-то подобные выводы были эмпирическими, основывались на опыте и наблюдениях, то для современных нейрофизиологов, физиологов, психологов взаимосвязь мозга и руки – аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов.

            Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.

            Первый этап мышления называют наглядно- или предметно-действенным. С полным основанием такое мышление можно назвать «ручным» - ведь только манипулируя предметами, ребенок познает их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями.

Чем больше запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет ко второму этапу – наглядно-образному, когда он будет оперировать уже не самими предметами, а их образами: «Печенье круглое, как колесо», «Плащ бегемотового цвета», «Дай такую букву, как баранка».

            Третий этап – словесно-логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью.

            В итоге приходим к выводу: начало мышлению дает рука. Как писал физиолог И.П. Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

            Оригинальный «пальцевый» тест был предложен в конце 90-х годов исследователем-врачом А.М. Мустафиным для определения «бюджета способностей» ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем.»Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше «бюджет» мозга… Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом», - пишет А.М. Мустафин.

            На Западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красивому письму. Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний – большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определят только дети с очень хорошей координацией.

            Авторы методики считают: если ребенок не сумел выполнить задание, он будет иметь проблемы не только с чтением и письмом, но и со счетом.

            Только регулярные упражнения могут принести наибольший эффект в развитии детей.

            Игры и упражнения необходимо организовывать так, чтобы они приносили детям радость и не допускать скуки и переутомления.

                        Дети с удовольствием справляются с такими заданиями:

  • Разминать пальцами пластилин, глину.
  • Рисовать пластилином: размазывать пластилин по картону   и делать красивые, необычные картинки: «Цветочек», «Солнышко», «Волшебная рыбка», «Сказочная птица» и т.п.    
  • Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утором он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался).
  • Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разомнешь.
  • Двумя пальцами руки (указательным и средним) ходить по столу, сначала медленно, будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.
  • Показать отдельно только один палец – указательный, а затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.
  • Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
  • Махать в воздухе только пальцами.
  • Кистями рук делать «фонарики».
  • Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
  • Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались).
  • Нанизывать бусины, пуговицы, шарики на веревку, нитку, леску.  Бусы можно подарить подружке, бабушке, маме. 
  • Мять руками поролоновые шарики, губку.
  • Играть с песком, водой
  • Рисовать различными материалами.
  • Запускать волчки. Волчки можно, как купить в магазине, так и изготовить самим, проткнув спичкой кружок из картона или пробку от бутылки.      
  • Наматывать тонкую проволоку на катушку, на карандаш (получается колечко или спираль).    
  • Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
  • Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
  • Закручивать шурупы, гайки.
  • Играть с конструктором, мозаикой, кубиками. Чем мельче конструктор, мозаика, тем лучше развиваются руки ребенка.
  • Рисовать в воздухе.
  • Рисовать на запотевшем стекле.
  • Рисовать, раскрашивать, штриховать.
  • Выкладывать узоры из мелких камешков, пуговиц, бусин.
  • Составлять узоры, картинки на пластилине из крупы, гороха, фасоли и т.д.
  • Сортировать мелкие предметы. Например: мозаику по цвету.
  • Резать ножницами.
  • Набирать и переливать пипеткой воду.
  • Складывать мелкие предметы (бусины, камешки) в бутылочку с узким горлом.
  • Шнуровать кукольную одежду, обувь.           
  • Изготавливать поделки из бумаги, картона, бросового, природного материала.              
  • Шить
  • Вышивать
  • Вязать крючком, на спицах.
  • Плести макраме. 

Можно предложить ребенку «покопаться» в косточках от вишен, крупе, орешках и т.п.  В крупе модно спрятать мелкую игрушку (из киндер-сюрприза) или бусинки и предложить ребенку отыскать их. Это позволяет ребенку делать пассивный массаж кистей рук.

            Хочется призвать всех взрослых: развивайте руки ребенка постоянно и повсеместно: при одевании проявите терпение и дайте ребенку самому застегнуться, завязать шнурки, при умывании пусть ребенок хорошенько потрет каждый пальчик, сделав, таким образом, им массаж. А в свободное время можно выбрать занятие по интересам детей и взрослого из выше сказанного.

Категория: Мои статьи | Добавил: rodos (09.11.2016)
Просмотров: 81 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz